Как составить семантическое ядро При ранжировании сайтов поисковые системы учитывают семантическую релевантность контента. Конечно, добавление ключевых фраз на страницу не гарантирует топовых позиций, но без них сайту не пробиться на вершину. Поэтому перед созданием контента надо обязательно составить семантическое ядро (СЯ) — совокупность сгруппированных ключевых фраз, по которым пользователи ищут необходимую информацию в поисковых системах. Сегодня мы расскажем, какие есть способы подбора и кластеризации семантики.

Что такое семантическое ядро

Семантическое ядро представляет собой сводную таблицу с перечнем ключевых слов, сгруппированных по определенным признакам. Напротив каждого слова указана его частотность. Если семантическое ядро разрабатывается для уже работающего сайта, то указываются посадочные страницы для каждой группы слов. Вот фрагмент семантического ядра интернет-магазина детских подгузников:

Как составить семантическое ядро

Подобное распределение ключевых слов очень удобно для постановки задач копирайтерам, верстальщикам и разработчикам.

Роль семантического ядра в продвижении

Недавно сервис SEMrush опубликовал отчет, согласно которому в 2017 году самыми важными факторами ранжирования в Google являются посещаемость, время на сайте, глубина просмотра, показатель отказов, внешние ссылки, длина контента и протокол HTTPS. А вот ключевые слова (в теле статьи, заголовке и description) и их плотность — менее значимые факторы.

Возникает вопрос: так, может, ключи вообще не нужны? Стоит ли тратить время и деньги на их подбор и группировку? Да, стоит. Ключевое слово — это сигнал поисковой системе о том, что ваша страница соответствует запросу пользователя. Допустим, что у вас интернет-магазин, и вы на сайте ни разу не упоминаете слово «купить» или «заказать». Это абсурд, не так ли?

Ключи важны, но обязательно ли группировать их? Может, их просто распределить равномерно по страницам? Можно поступить и так, только в этом случае поисковики не смогут с точностью определить релевантность страниц. Так, если объединить запросы «аренда велосипедов», «продажа велосипедов» и «ремонт велосипедов» на одной странице, то результат будет хуже, чем если бы вы создали под каждый запрос свою страницу.

Семантическое ядро выполняет несколько полезных функций:

  • систематизирует дальнейшую работу с ключевыми словами;
  • является основой для проработки структуры сайта;
  • позволяет спрогнозировать трафик;
  • при правильном распределении ключей позволяет повысить позиции площадки.

Способы составления семантического ядра

Составить семантическое ядро можно различными способами, и чем больше способов вы используете, тем шире будет семантика. Если же ресурсы ограничены, то достаточно одного или двух способов.

1. С помощью сервисов поисковиков

Для продвижения в Рунете чаще всего используется Wordstat — он позволяет собрать ключевики из Яндекса. Информация выводится в двух колонках:

  • в левой — статистика по заданному запросу;
  • в правой — статистика по похожим запросам.

Важно учитывать, что в результатах отображается общая частотность. Так, по слову «бритва» сервис сообщает о 275250 показах в месяц, но сюда входят показы всех фраз, в которые включено слово «бритва»: «купить бритву» (36672), «бритва филипс» (30472) и т. д.

Как составить семантическое ядро

Для того чтобы зафиксировать словоформу, надо использовать оператор ! перед словом. Если же вы хотите проверить количество вхождений только указанного слова, но с разными окончаниями, то используйте оператор "кавычки". Соответственно, узнать количество показов конкретного слова в заданной словоформе можно, скомбинировав эти операторы:

Как составить семантическое ядро

Как видите, слово «бритва» вводили всего 3060 раз, а не 275250, как можно подумать вначале. Это очень важный нюанс, незнание которого приводит к ошибкам.

В Вордстате данные по ключевым словам можно просмотреть в разрезе устройств и регионов. Кроме того, доступна история изменения показов по запросам за последний год, что позволяет учесть фактор сезонности и отследить тренды.

Недостаток работы с Вордстатом — трудоемкость, ведь по каждому слову приходится отдельно парсить ключи, а потом вручную копировать результаты. Для упрощения работы есть специальные расширения для браузеров, например, Yandex Wordstat Assistant и Yandex Wordstat Helper.

Помимо Вордстата, для сбора семантики используют Планировщик ключевых слов Google.

Как составить семантическое ядро

Сервис «заточен» под систему контекстной рекламы AdWords. Здесь отражается количество запросов в месяц по указанному слову и различным вариантам ключевых запросов. Удобно то, что семантику можно выгрузить в формате CSV.

Если вы хотите углубиться в сбор семантики, можно «покопаться» в Статистике запросов Mail.ru и сервисе Wordstat от Рамблера — возможно, вам удастся найти уникальные запросы, но обычно нет смысла тратить на это время, так как трафик, идущий через эти поисковики, невысокий.

Упростить работу с рассмотренными сервисами и автоматизировать ее можно с помощью десктопной программы KeyCollector. Лицензия стоит 1800 рублей для одной машины, но, если вы намерены серьезно заниматься составлением семантического ядра, то эта программа — «must have». С ее помощью можно одновременно парсить слова в разных системах и сервисах, а также группировать их, исключать дубли, фильтровать и мн. др.

2. На основе анализа семантики сайта

Этот способ подходит только для работающих сайтов, с готовой структурой и наполнением. Он доступен в системе SeoPult. Для начала надо добавить сайт, перейти в Систему управления проектами и нажать кнопку «Слова». Далее надо установить переключатель в режим «Автоматически подобранные» и нажать кнопку «Подобрать»:

Как составить семантическое ядро

В итоге вы получите список слов, по которым выгодно начинать продвижение.

3. На основе анализа семантики конкурентов

Неконкурентных ниш сегодня практически не осталось. Так почему бы не проанализировать, по каким словам получают трафик конкуренты и не использовать эту информацию? Вот несколько полезных сервисов:

  • SEMRush.com. Подходит для парсинга слов конкурентов из Google. Стоимость — от $99,95 в месяц. Помимо информации о ключевых запросах здесь можно посмотреть обратные ссылки и другие полезные показатели.
  • Serpstat.com. Этот сервис уже заточен не только под Google, но и Яндекс. Стоимость — от $19,00 в месяц, но более функциональный тариф — $69,00 в месяц.
  • SeoPult.ru. В отличие от предыдущих сервисов, здесь не нужно платить за использование. Добавив проект в систему, вы получите информацию о словах наиболее значимых конкурентов.

4. Из систем аналитики

Способ подходит для сайтов, которые проработали достаточное время, чтобы собрать статистику по запросам. Хорош тем, что вы собираете ключи, по которым были реальные переходы или показы, а значит, они наиболее эффективны с точки зрения продвижения.

Информация доступна в таких системах:

  • Яндекс.Метрика (отображаются ключи, по которым были переходы на сайт из Яндекса. Для их выгрузки надо перейти в / «Стандартные отчеты» / «Источники» / «Поисковые фразы» и сохранить данные в формате XLSX);
  • Яндекс.Вебмастер (можно выгрузить более широкое семантическое ядро, ведь здесь отражаются не только ключи, по которым были переходы, но и по которым были показы. Данные получаем в разделе «Поисковые запросы» / «История запросов»);
  • Google Search Console (здесь собрана информация о ключах, по которым были показы и переходы на сайт из Google. Отчет находится в разделе «Поисковый трафик» / «Анализ поисковых запросов»).

Отметим, что в Google Analytics информация о поисковых запросах недоступна в связи с соблюдением политики конфиденциальности.

5. С помощью баз ключевых слов

Преимущества баз ключевых слов — огромная семантика, собранная из разных источников, и высокая скорость работы. Вот лучшие из них:

  • База Пастухова (pastukhov.com), которая включает более 1,65 млрд русскоязычных ключевых слов из Вордстата и Директа. Также есть англоязычная база, база подсказок, слова из Adwords и мн. др. Стоимость — 36 117 рублей.
  • MOAB (MOAB.pro) — огромная база, в которой 3,2 млрд запросов из Метрики, 6 млрд — из подсказок Яндекса, 2 млрд — из подсказок Google. Стоимость — 45 000 рублей.
Рекомендуем прочитать:
SEO-эффекты контент-маркетинга

Кластеризация семантического ядра

После того как вы подберете ключи, удалите ненужные фразы с учетом минус-слов и дубли, у вас останется огромный список запросов (от 300-400 до 10-20 и более тысяч).

Теперь надо каким-то образом распределить ключевые слова по группам. Наиболее эффективный подход — кластеризация. В этом случае анализируется, как сгруппированы ключи у ваших конкурентов в ТОПе выдачи поисковых машин, и на основе полученных данных группируются слова.

Вручную заниматься кластеризацией сложно и долго, поэтому лучше взять на вооружение специальные сервисы:

  • Rush Analytics (группировка на основе ТОП-10 выдачи, интуитивно понятный интерфейс. Стоимость — 0,55 руб. за 1 запрос);
  • Just-Magic (сервис для профессиональных оптимизаторов, сложный интерфейс, высокая скорость работы. Стоимость — от 1 000 руб. / месяц).

В результате кластеризации у вас будет полноценное семантическое ядро, на основе которого можно формировать структуру сайта, создавать полезный контент и публиковать его не только на собственном сайте, но и на сторонних площадках для повышения видимости бренда в результатах поиска и привлечения дополнительного трафика.